Звоните - с 09:00 до 18:00
8 (800) 333-63-47 - Бесплатный звонок из любого региона РФ
Пишите - tenti@tenti.ru
8 (495) 649-85-46
 
Корзина (У Вас пока нет заказов)
    Корзина (У Вас пока нет заказов)
 


 
  ТЕНТЫ.РУ Статьи

Роль игрушек в развитии ребенка

Роль игрушек в развитии ребенка

Детство и игрушки являются в нашей культуре практически неразделимыми понятиями. С самого момента появления ребенка на свет, а чаще всего даже раньше, родители начинают обставлять комнату малыша и покупать для него игрушки. Но что же такое игрушки на самом деле? Какую роль они играют в становлении личности человека?

 

 Детские игрушки

 

Обязательны ли игрушки для малыша и может ли человек вырасти по-настоящему полноценным без таковых? На этот вопрос долгое время пытались ответить и профессиональные педагоги и психологи. Но ответ дали вещи сугубо практические.

 

С одной стороны, это были наблюдения за детенышами человекообразных обезьян и детей (эту часть исследования можно называть научной), а с другой, увы, человеческое несчастье (а вот это уже суровая практика, жизнь).

 

Роль игрушек в развитии детей

 

Предметом пристального изучения психологов были дети, которым не посчастливилось вырасти вне социальной среды. Это так называемые дети-маугли. Вполне естественно, что в их личностном становлении никакие игрушки участия не принимали.

 

В меньшей степени, но также это может быть справедливо относительно детей, которые растут в неблагополучных семьях, где родители и окружающие их взрослые просто игнорируют потребности ребенка (за исключением разве что витальных, да и то не всегда).

 

Выводы подобных исследований были неутешительны. В первом случае в ребенке попросту не развивалась личность (поскольку его ролевыми моделями были животные) и он, по сути, являлся животным ребенком.

 

Во втором случае наблюдались существенные нарушения в естественных процессах личностного развития, например, запаздывание этого развития и, как следствие, малая развитость интеллекта. Получается, что игрушки - это не просто развлечение, их роль в том, чтобы человек стал, собственно говоря, человеком, решающая. И утверждать подобное вовсе не будет сколько-нибудь заметным преувеличением.

 

Как «работают» игрушки?

 

Чтобы понять, каким образом с помощью игрушек человек развивается, нужно понимать психологическую подоплеку самого этого сложного, но крайне необходимого процесса. И в этом мы, люди, каким бы странным это ни показалось, очень похожи на братьев наших меньших.

 

Ученые установили, что более или менее развитые с эволюционной точки зрения животные (за исключением примитивных форм, поведением которых руководят исключительно инстинкты) любой свой жизненный опыт получают в процессе научения.

 

С точки зрения выживаемости вида эта тактика невероятно эффективна. А вот само научение происходит чаще всего за счет подражания. Детеныш видит, как действуют старшие члены стаи (или родители, чаще всего мать), и копирует ее действия.

 

Такой же принцип действует и относительно приобретения опыта детьми. Детские психологи неспроста утверждают, что самым заразительным в воспитании детей является именно родительское поведение, а вовсе не вербальные увещевания на тему «что можно, а что нельзя».

 

Человеческий социум и человеческая культура по сути своей довольно сложны, а потому простым примитивным подражанием ребенок просто не сможет полноценно включиться в жизнь общества. Чтобы это произошло, ему жизненно необходимо отработать социальные навыки в безопасной среде, что называется «на тренажере».

 

Именно такими импровизированными психологическими тренажерами и являются детские игрушки. Ребенок имеет возможность включить свою фантазию и как бы доработать свои наблюдения за взрослой жизнью в игровой ситуации.

 

Именно поэтому крайне важно, чтобы у вашего малыша было как можно больше самых разнообразных игрушек, которые бы затрагивали самые разнообразные сферы жизни. Это дает возможность малышу познакомиться со всем многообразием социальной жизни и из всей этой пестрой палитры выбирать именно то, что придется ему по душе.

 

Игрушки из прошлого и будущего

 

Если мы взглянем на детские игрушки прошлого, то совершенно очевидно обнаружим, что они были строго ориентированы на ту роль, которому ребенку предстояло играть в обществе. Отсюда проистекает и гендерное разделение игрушечного мира. В число мальчишечьих игрушек неизменно входили фигурки лошадей и различные имитации холодного оружия (мечи, ножи).

 

И все это было вполне оправдано: так мальчика готовили к роли воина, которая в прошлом была доминирующей. В женщине же более всего ценились материнские качества, поэтому куклы для девочек изготавливались исходя из этой задачи, приучая малышку практически с пеленок к уходу за младенцем.

 

Многие родители и по сей день ориентированы именно на такой подход к покупке игрушек для своих детей. Но это, думается, в свете нынешних реалий не совсем правильно. Сегодня всем: и женщинам, и мужчинам - доступны не только роли, связанные с их половой и гендерной принадлежностью, но и много других, которые в полной мере можно назвать универсальными. И ребенок имеет полное право сделать свой собственный выбор!