Агротекстиль. Что это?
В настоящее время все в мире имеет своё развитие, т.е. прогресс виден во всем. Не является исключением и сельское хозяйство. Существует достаточное количество интересных нововведений, которые облегчают труд сельчан. Одним из таких новшеств является агротекстиль.
Агротекстиль изготовлен из 100% полиэфирных волокон, разработан на основе современных технологий. Материал нейтрален к агрессивной среде, нетоксичен, экологически чистый, устойчивый к воздействию ультрафиолетового излучения, микроорганизмов, бактерий, кислот, щелочей, температурных перепадов, не образует побочных продуктов распада, светло-тепловое старение материала почти отсутствует. Именно эти свойства материала позволяют ему служить в течение длительного времени. Агротекстиль легок в укладке.
Он ограничивает рост сорняков, свободно пропускает воду, минеральные удобрения, легко принимает необходимую форму. Данный материал улучшает фитосанитарные условия, защищает корневую систему от переохлаждения, притягивает тепло, удерживает влагу в почве.
Не смотря на все достоинства агротекстиля, долгое время он не пользовался спросом. В принципе, тоже самое можно отнести к любой промышленной продукции, имеющей сельхозназначение. Различные виды сельхозпленок, в том числе сенажные (содержащие светостабилизирующие добавки) не выпускаются почти в России. Также в ограниченном объеме используются геосинтетические материалы. Люди по старинке пользуются самой дешевой пленкой.
Данное сложившееся положение с современным материалом связано с неплатежеспособностью сельхозпроизводителей и с проблемами организации системы сбыта частным лицам. Невозможной является доставка продукции в каждый город, в каждое село. Неприемлемыми выглядят и цены для потребителя. Это связано с проблемами транспортировки, что приводит к привлечению новых затрат, а соответственно увеличивается стоимость товара.
Так продолжалось длительное время. Несомненно, процент потребительского спроса увеличился. Рынок сбыта агротекстиля растет быстрыми темпами. Ежегодный прирост в последние годы составил порядка 34%.Но тем не менее ситуация с потреблением агротекстиля в сельском хозяйстве оставалась мизерной.
Так, например, в 2007 году объем потребления агротекстиля на Российском рынке составил всего 2,3 тыс. тонн. Да и нужно учесть сомнительность качества данного материала. Так продолжалось долго. Нет спроса, нет предложения. Нет предложения, нет и спроса. Замкнутый круг.
Ситуация сдвинулась с мертвой точки в 2008 году. Именно в этом году одна из крупнейших производителей нетканых материалов – израильская компания «Авголь» начала сотрудничество с Тульской областью по производству термоскрепленного спанбонда мощностью 10 тыс. тонн в год.
Именно агротекстильные полотна составили новую линию сбыта. Именно израильская компания предложила российскому рынку широкий ассортимент товаров и, самое главное, принципиально новое качество агротекстиля. Именно эта израильская компания является основным поставщиком данного материала во многие торговые организации, которые предлагают агротекстиль.
Но рынок агротекстиля расширяется. И в этом году летом начала производство сельхоз материала ещё одна организация «Регент». Уже две компании занимаются данным производством. А где больше одного – есть конкуренция, а значит, есть борьба за качество. Первопроходцами они не могут быть, так как есть производитель «Сибур-Гео-текстиль». Именно эта компания на протяжении долгого времени определяла рынок производства нетканых тканей. Конечно, качество материалов и объём его производства были несравнимы с современными. А в данное время компании «Регент» и «Авголь» составляют рынок по производству нетканых материалов. Уже значительный процент продукции сможет разойтись по стране. Все больше потребителей смогут познакомиться оценить и насладиться достоинствами агротектиля. И в больших городах, и не очень, и даже в сёлах. А это значит, что, несомненно, будет расти и спрос на данный материал.
Соответственно появляется возможность у других производителей спанбонда (до 60 г. на кв. м) сбывать свою продукцию. Этот вопрос стал очень актуальным после того, как в этом году на рынок выпуска спанбонда одновременно вышло несколько производителей. А что касается выпуска термоскрепленного спанбонда, то готовится сразу шесть проектов по этому вопросу. Но у уже существующих и возможно пришедших на рынок производства и сбыта спанбонда однозначно возникнут проблемы с загрузкой мощностей.
Эту проблему может, несомненно, решить выпуск агротекстиля. Производителям, выпускающим термоскрепленный спанбонд всего лишь необходимо установить модуль для пропитывания полотна светостабилизирующими добавками. И соответственно будет и совсем иная стоимость товара. Хотя возможно в ближайшее время найдутся и такие производители, которые спокойно будут пропитывать чужой исходный материал. Т.е. эти организации будут идти по пути наименьшего сопротивления, касаясь тем самым только пропитки готового материала и поставляя в продажу готовый агротекстиль. Такое положение вполне будет выгодным для компаний, занимающихся непосредственно сбытом готовой продукции.
Заглянуть в будущее и предсказать долговечность такого бизнеса сложно, но одно утверждать можно: такие организации по производству «быстрого» агротекстиля будут существовать некоторое время.
Несомненно, все существующие факторы будут только содействовать повсеместному внедрению нетканых материалов в сельском хозяйстве. Итак, чем больше производителей агротекстиля, которые формируют предложение на данный материал, тем больше интерес к этой продукции, а значит и спрос на нее. А рост спроса, несомненно, будет привлекать всё новых производителей. Однозначно можно сказать, что процесс пошел.